?

Log in

Previous Entry | Next Entry


Фрэнд saavas недавно опубликовал интересный пост «Эгоизм или общее благо?» В начале поста он поднимает вопрос - «Если социализм проиграл капитализму соревнование в экономической эффективности, означает ли это торжество эгоизма и ущербность сотрудничества?»

Как saavas отмечает, «идею, что рациональный экономический агент должен преследовать исключительно собственные эгоистичные интересы, приписывают Адаму Смиту». В своей же книге «Исследование о природе и причинах богатства» Смит говорит об эгоизме в контексте «установления взаимности (реципроксности) – желая выгоду для себя, мы должны предложить нечто нужное (выгоду) и контрагенту.» Таким образом, «Смит не писал о том, что рациональный экономический агент думает (должен думать) исключительно о своей выгоде – он раскрывал лишь мотивы обмена. Классическая экономика, однако, интерпретировала его слова именно таким образом, что стремление исключительно к личной выгоде и есть условие рациональности... Понимание рациональности как личной выгоды оказалось на руку буржуазии и всячески ею поддерживалось, так как обосновывало безудержную гонку за прибылью как «естественную» человеческую потребность. Со временем многие экономисты почувствовали нестыковки в подобной трактовке рациональности...»
Как дальше отмечает saavas, «каждый экономический агент стоит перед выбором: синица в руках (смошенничать сейчас) или журавль в небе (сделать ставку на сотрудничество и получить куда больше выгоды в дальнейшем).» И он ссылается на работу Роберта Аксельрода, который изучал эффективность различных стратегий взаимодействия. В результате победила стратегия «око за око». Аксельрод отмечал: «Стойкий успех «око за око» объясняется присущей ей комбинацией добропорядочности, мстительности, незлопамятности и ясности. Добропорядочность препятствует попаданию в ненужные неприятности. Мстительность отбивает охоту у другой стороны настаивать на предательстве. Незлопамятность помогает восстанавливать взаимное сотрудничество. А ясность делает её доступной пониманию оппонента, что обеспечивает длительное сотрудничество». saavas , в том числе, приводит историю с квакерами-бизнесменами, как пример того, «что честность окупается».
В конце выводы следующие:
«Так почему мы считаем эгоизм фундаментом капитализма, а коллективизм и общее благо относим к социализму и коммунизму, а то и вообще к не реализуемым утопиям? Потому что капитализм в своей погоне за прибылью в итоге подавил все другие морали, кроме потребительской. Культ личного богатства, лежащий в основе культуры капитализма, рассматривает сотрудничество лишь как способ «повысить ставки». Суть долгосрочной рациональности и кооперации состоит не в совместном процветании, а в выжидании удобного момента для предательства партнёра. Пока богатство ценится больше честности, преуспевает не добропорядочность, а удачная маскировка под неё.»

Мне бы хотелось немножко добавить к этому и развить тему немного дальше и даже коснуться ситуации в России.
В последнее время вопрос морали в условиях капитализма регулярно поднимается экономистами. О той же проблеме, например, пишет Джозеф Стиглиц в своей книге «Цена неравенства»:
«Современный капитализм представляет собой сложнейшую игру, и победителям необходимо иметь серьезные навыки и умения. Но те, кто выигрывает, часто обладают не слишком замечательными качествами: они имеют обходить законы или создавать законы с выгодой для себя, им свойственна готовность воспользоваться другими и при необходимости вести нечестную игру. Как выразился одни из самых успешных игроков в этой игре: «Старая поговорка «Победа или поражение не так важны, как то, каков стиль вашей игры» свое отжила». Значение имеют только победа или поражение. А рынок обеспечивает важный показатель успеха – количество денег, которыми владеет игрок.»
Он ссылается, в том числе, на статью «Более высокие социальные классы предполагают более неэтичное поведение». В этой статье приводится результаты семи различных исследований. Первые два исследования касались стиля вождения автомобиля. Было обнаружено, что стиль вождения зависит от класса автомобиля.



Результаты первых двух тестов

A – доля машин, не уступающих другим машинам, в зависимости от статуса автомобиля
В – доля машин, не уступающих пешеходам, в зависимости от статуса автомобиля
(Ось Х: 1 – автомобили с низшим статусом, 5 – автомобили с высшим статусом)

В третьем и четвертом исследованиях оценивалась тенденция непосредственно к неэтическим решениям. Здесь также была обнаружена положительная связь между классом, которому принадлежит человек, и склонности к неэтическим решениям. В пятом исследовании исследовался вопрос корысти и честности. Было обнаружено, что более высокий класс больше склонен к обману частично из-за более позитивного отношения к корыстному поведению. Согласно шестому исследованию более положительное отношение к корысти среди членов более высших классов общества объясняет их неэтическое поведение. Седьмое исследование показало, что одной из причин, почему более низшие классы склонны к более этическому поведению, является их более негативного отношения к жадности.

В заметке «Как деньги убивают разум» я выкладывал еще одни интересные результаты. Автор этого исследования, Амбуэл, утверждает, что финансовые стимулы могут деформировать восприятие мира и люди ведут себя иррационально, как только деньги на кону.

Выбор человеком той или иной стратегии определяется окружающими его обстоятельствами. Негативные аспекты эгоизма, являющегося ключевым свойством человеческой природы, находят различные формы проявления. В силу многообразия жизненных обстоятельств и форм проявления эгоизма устранить неэтичное поведение среди людей невозможно. Не сам коллективизм, а лежащая незримо позади него идея, что можно устранить неэтичное поведение, является утопией. И в том числе потому, что вопрос этики очень размытый, субъективный. И даже если попытаться противостоять культу личного богатства, что в принципе и происходит в настоящее время в какой-то мере в капиталистических странах на Западе, это не решит проблему, потому что даже массированная пропаганда некой прогрессивной и рациональной идеи не оказывает влияние на абсолютно всех индивидуумов и негативные аспекты эгоизма продолжают проявляться. Это, в том числе, ясно показал опыт СССР. Неважно, капиталистическая страна или коммунистическая, неэтичное поведение будет существовать всегда, при любых обстоятельствах, в любых обществах, в том числе построенных на принципах общего блага и коллективизма. Нет шансов справиться с самим неэтичным поведением, но возможно шаг за шагом справиться с его негативными проявлениями в экономике через реформирование, создание институтов и нужных инструментов. А капитализм рано списывать со счетов, поскольку рыночные отношения не являются помехой для развития общества в этом направлении.

Если развивать эту тему вокруг политической ситуации в России, то, на мой взгляд, выглядит все довольно пессиместично. Как часто отмечается, большая часть российского населения боится смены власти. Основным доводом населения является то, что старая власть наворовалась, а новым людям необходимо будет набить карманы, в результате воровство только возрастет и наврядли стане лучше. Получается исходя из результатов работ, представленный выше, логика в этом есть. Новые лидеры с высокой вероятностью будут себя вести также неэтично, преследуя шкурные интересы, как и прежние, и смена лидеров не является 100% решением проблемы. Улучшить ситуацию может только изменение институтов. И если старая власть отказывается делать необходимы реформы, то изменить ситуацию может только сильное давление снизу. В условиях апатии населения, наблюдаемой в России, вероятность улучшения в стране, таким образом, стремится к нулю.

Добавить в друзья



Featured Posts from This Journal

Comments

( 1 comment — Leave a comment )
not_belong_to
Dec. 10th, 2016 08:22 pm (UTC)
Еще когда-то проводили в разных странах эксперимент с потерей кошелька с приличной суммой. Тогда было выяснено, что склонны возвращать бедные люди, в то время как богатые обычно не возвращают.
( 1 comment — Leave a comment )

Profile

sky
mayakruha
Алекс

Latest Month

May 2017
S M T W T F S
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031   
Powered by LiveJournal.com